Слово «Суккуб» (Сухубус, сухуб, суккуб, суккубус) пришло из латыни. Оно происходит от succubare, «лежать снизу», «лежать под кем(чем)-либо», и является однокоренным с succuba — наложница. Чаще всего средневековые демонологи (которые по традиции писали на латыни) именовали этих существ succubus. Слово это мужского рода, так как считалось, что сам дьявол принимает женское обличье, дабы смущать мужчин, а особенно монахов и святых подвижников. Впрочем, это позднехристианская оценка, которая получила распространение уже во времена костров и инквизиции. Ранние христиане относились к этим существам если и не дружелюбнее, то по крайней мере не демонизировали их так сильно.
Суккуб посещает мужчин ночью на грани сна и яви, насылает эротические сны и питается их энергией. Отношение к ним на протяжении истории менялось, и довольно сильно. Не только происхождение, но даже внешний вид суккубов сильно отличался в разных эпохах. Одно можно сказать точно: суккубы существовали во все времена и у всех народов. Это подтверждается и историческими архивами и фольклором. Для простоты давайте разобьём историю на привычные части: древний мир, раннее средневековье, позднее средневековье и новое время.
Древний мир
Средневековые демонологи не «изобрели» суккубов и инкубов. В мифах и легендах истории о сношении человека с демонами, языческими богами и духами природы были довольно распространёнными. Такая связь была даже почётной, и считалось, что от неё рождаются полубоги, титаны и герои. Но бог или демон мог явится и наяву, а суккуб — только во сне или на границе сна. Поэтому их выделили в отдельный класс существ, сходных с фавнами, сильфами, и другими духами природы. Сладострастные сновидения, также приписывались посещениям суккубов и инкубов. Абсолютно реальные во сне, эти существа мгновенно пропадали, стоило человеку придти в сознание. Из-за этого люди часто думали, что у суккубов есть нечто вроде шапки невидимки, надев которую можно скрыться из видимого мира и увидеть невидимый. В том числе спрятанные клады и сокровища.
Раннее средневековье
В раннем средневековье суккуб — скорее положительное существо. Они представлялись девушками удивительной красоты, которые дарили свою любовь людям, помогая им при этом в делах и мало что требуя взамен. Только любовь. Сохранилась легенда, записанная Уолтером Мапесом, «De Nugis Curialium» (приблизительно 1185 год) о папе Сильвестре II. По легенде, юноша встретил красивую девушку, пообещавшую ему свою любовь и поддержку за ночи, проведённые с ней. Юноша согласился. С годами он стал сначала архиепископом Реймса, потом кардиналом, архиепископом Равенны, и, наконец, Папой.
Другие церковники считали их демонами, отколовшимися от бога и служащими дьяволу. Некоторые же подвергали сомнению само их существование.
Позднее средневековье
В Позднее Средневековье реальность суккубов уже не ставилась под сомнение, изменилась только трактовка. За прошедшие века католическая церковь стала более суровой и единой во мнениях. Она окрестила суккубов посланниками дьявола, а то и им самим, принявшим женское обличье. То же самое стало и с остальными мистическими существами. Христианство знало теперь только одно абсолютно благое существо — христианского бога, его проявления — ангелов, ну и официально канонизированных апостолов, мученников, и прочий угодный богу люд. Сами люди стали грешниками, имеющими большое пятно на репутации: первородный грех. Всех остальных существ причислили к тёмной стороне сил, а за сношения с ними можно было и поплатиться. В это же время появляются записи подвижников, принявших многочисленные обеты воздержания, о являющихся им восхитительно прекрасных девах, зовущих предаться плотским наслаждениям. Некоторые описания весьма сочные, сразу видно, что подвижники толк в этих наслаждениях знали.
Новое время.
Когда влияние церкви уменьшилось, существование суккубов опять было поставлено под сомнение. Прогрессивно мыслящие учёные считали, что раз они происходят в пограничном состоянии между сном и бодрствованием, то, следовательно, это просто обрывки снов и фантазии.
У Карла Густава Юнга в его книге «Психологические типы» описаны случаи явления Дьявола духовникам. Эти видения были истолкованы, как попытка бессознательного монахов компенсировать односторонность их сознательной установки. Поскольку в известных историях о суккубах монахи фигурируют очень часто, психиатры видели в этом те же самые попытки компенсации аскетического образа жизни со стороны психики.